|
Система коррекционной работы в группах с общим недоразвитием речи
Автор:Кыласова Любовь Евгеньевна.
(учитель-логопед, специалист высшей квалификационной категории, отличник народного образования)
Актуальность:Владение грамотной речью и умение выразить свои мысли – это необходимые навыки для будущих первоклассников, основа их успешной учебы. Данная работа направлена на развитие различных сторон речи ребенка: расширение словарного запаса, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, формирование правильного звукопроизношения и слоговой структуры слова. В работе представлены игры и упражнения на развитие памяти, внимания, мышления, они имеют многофункциональный, универсальный характер и могут быть использованы на других комплексных занятиях. Работа актуальна и важна и может быть адресована учителям-логопедам, воспитателям, учителям начальных классов и родителям. Общее недоразвитие речи Эта речевая аномалия развивается у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При ней страдает формирование всех компонентов речевой системы: - словаря;
- грамматического строя речи и связной речи;
- звукопроизношения и фонематических процессов;
- слоговой структуры слова;
- общей и мелкой моторики;
- психических процессов (внимание, память, мышление);
Выделяют три уровня общего недоразвития речи
1. Отсутствие речи:лепетные слова, звукоподражания, мимика, жест . 2. Начатки общеупотребительной речи, перечисление предметов и действий, уровень словесного общения очень очень низкий. 3. Развёрнутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общениезатруднено. Неречевая симптоматика
Нарушены: Общая и мелкая моторика Мышление Память Внимание Сенсорное недоразвитие (форма, цвет, величина)
Коррекционная работа
Ведётся комплексная системная работа над речью и личностью в целом. Системная логопедическая работа направлена на восполнение пробелов в речевом развитии и подготовку к дальнейшему школьному обучению. Эффективность логопедической работы зависит от того, насколько комплексно она проводится на фоне активного медикаментозного и психотерапевтического лечения.
В процессе работы было разработано:перспективный тематический план занятий по формированию лексико-грамматических тем; увеличен объём материала внутри каждой темы. Разработаны разные типы занятий, которые включают обязательные задания, направленные на развитие речевой функции, познавательных процессов, эмоционально-волевой и нравственной сфер. Составилена сетка занятий на каждый период обучения и количество занятий по всем видам деятельности: произношение, обучение грамоте, формирование грамматического строя речи, словарная работа, обучение рассказыванию. Составилены конспекты занятий по всем видам деятельности.
В разработке использовались нетрадиционные методики и новые технологии:- Психогимнастику;
- Игротерапию;
- Сказкотерапию;
- Музыкотерапию;
- Американскую кинезологическую гимнастику;
- Опыт Е.Н.Потаповой по развитию мускульной памяти и развитию тактильной памяти;
- Методику Е.В.Новиковой «Нетрадиционные методы массажа для детей с тяжёлыми нарушениями речи»;
- Для тренировки пальцев использую упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками, песком;
- Зрительные символы;
- Схемы;
- Пиктограммы;
- Изографы;
- Ребусы;
Используются пиктограммы, ребусы и схемы.Работа с родителями- Стенд «Сердце отдаю детям»
- Сборник домашних заданий в помощь родителям для закрепления изученного материала.
- Рукописные журналы для семейного чтения
- Консультации и рекомендации для родителей: название лексической темы, цель, объём знаний, стихи, пословицы и загадки, игры для развития речи и речевого мышления
Распространение опыта- Перед учителями-логопедами Тракторозаводского района
- На встречах с учителями-логопедами Волгограда, Волгоградской области и других регионов
- На курсах повышения квалификации работников образования
Авторские методические пособия.
|
|